Функциональная грамотность
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Читательская грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Основные:
1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Дополнительные:
4. Финансовая грамотность — совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами.
5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или
- нового знания, и/или
- эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
6. Глобальные компетенции — способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
включает:
- заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития
- управление поведением
- открытость к новому
- эмоциональное восприятие нового
Нормативные документы
Федеральный уровень
Региональный уровень
Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13 декабря 2021 г. № 1594 «О внесении изменения в комплекс мер по повышению функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Хабаровского края на 2021/2022 учебный год , утвержденный распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 20 сентября 2021 г. №1253 «Об утверждении комплекса мер по повышению функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Хабаровского края на 2021/2022 учебный год и назначении ответственных лиц»
Муниципальный уровень